Веб 2.0 в малом бизнесе

13.04.07

Если сегодня предложить интернет-аудитории ответить на вопрос «Слышали ли вы о Веб 2.0» подавляющее большинство ответит утвердительно. Однако если попросить этих людей назвать несколько проектов, применяющих технологии Веб 2.0 в бизнесе, мало кто из них назовет хотя бы один такой проект. И неудивительно, каждый день появляются новые публикации о проектах, ориентированных на развитие сообществ. Есть публикации и о решениях, использующих данные сторонних популярных проектов. А вот найти публикации об использовании потенциала Веб 2.0 в корпоративной инфраструктуре не так-то просто. В результате разработчики зачастую просто «не видят» Веб 2.0, примеряя его на корпоративные решения. Я решил попробовать рассмотреть в свете тенденций Веб 2.0 технологический процесс хорошо знакомый разработчикам, типовой технологический процесс студии веб-разработок.

Итак, перечислим последовательность итераций в процессе. Клиент обращается в студию. С ним общается клиент-менеджер, и параллельно конспектирует беседу. Если клиент плохо представляет себе свои потребности в электронном бизнесе, его просят заполнить специальную анкету. Затем формируется и передается клиенту коммерческое предложение. После согласования этого документа согласуется структура проекта, затем структуры шаблонов. Далее разрабатывается техническое задание и согласовывается до тех пор, пока не будет выработана финальная версия. Далее предлагается к согласованию дизайн-концепция, затем графические шаблоны. Затем производятся верстка и программирование проекта. После чего начинаются стадии тестирования и сдачи проекта.

Как увеличить эффективность процесса? Напрашивается экстранет-система, включающая ряд колоборативных приложений. Мы видим, что на каждом этапе технологического процесса формируются соответствующие разнотипные документы, которые следует хранить общем архиве. Более того, в процессе согласований документов, их версии множатся порой в геометрической прогрессии. Иной раз можно наблюдать документы с заголовком «Самое последнее ТЗ, стопудово, 2». Очевидно, что Outlook не самое лучшее решение в данном случае и требуется инструмент для совместной работы над документами, позволяющий доступ к папкам для заданной группы пользователей, поддерживающий различные форматы файлов и версионный контроль. Здесь было бы не плохо использовать функционал готового решения, скажем www.esnips.com для создания файлового архива онлайн. Было бы просто замечательно использовать возможность www.scribd.com просмотра электронных документов через Веб. Однако ни первый, ни второй проект не предлагают открытого API для реализации The Long Tail. Таким образом, данная задача может быть решена либо путем разработки собственного решения или путем интеграции экстранет системы с внутренней системой электронного документооборота.

Помимо электронного документооборота процесс нуждается в эффективном time management. В рамках RG Lab мы используем для данных целей приложение, разработанное в Lotus Notes. К счастью Lotus предлагает готовый SOAP сервер и, соответственно, получить полнофункциональный веб-интерфейс приложения в рамках экстранет системы не представляется трудным.

У нас начинает вырисовываться что-то вроде АРМ сотрудника студии. AJAX позволяет организовать настраиваемый интерфейс «рабочего стола» (www.pageflakes.com), так чтобы сотрудники студии могли на одной странице наблюдать все интересующие их процессы. Памятуя о заветах Тима О’Рейли мы должны поощрять сотрудников к взаимодействию. Добавляем в систему базу знаний (KMS). Наиболее простым путем будет интеграция Wiki-базированного ПО. Кстати говоря, эту же платформу можно использовать и для корпоративной доски объявлений. Затем добавляем в одно из окон «рабочего стола» AJAX-базированный чат. Причем, благодаря тому, что сегодня доступны API ведущих пейджеров мгновенных сообщений (www.meebo.com), мы можем организовать мосты между сетями, так чтобы сотрудники могли использовать привычные программы. Интеграция с 1С и немного «шаманства» позволит сотрудникам владеть оперативной информацией о персональных начислениях (зарплата, премии и прочее). Можно добавить в систему возможности по планированию задач путем интеграции Google Calendar. Однако когда будет открыт API www.HipCal.com (http://www.hipcal.com/forum/viewtopic.ph…) появится возможность предоставить пользователям системы полноценные личные онлайн-органайзеры.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день из заявленных тенденций Веб 2.0 для оптимизации электронного бизнеса небольшой компании применимы лишь сервис-ориентированная архитектура и AJAX-базированные интерфейсы. Синдикация и архитектура участия могут дать определенный эффект компаниям, с большим штатом сотрудников. Модель The Long Tail имеет хорошие перспективы, если владельцы популярных сервисов откроют свои API и поддержат инициативу OpenID. Я не вижу смысла для них открывать API для использования в частных закрытых сетях, однако тенденция платной аренды сервисов набирает обороты.

rglab