Стоит ли спешить с внедрением технологий web 2.0 в компаниях?

12.11.08


Современные сетевые технологии, в первую очередь те, которые используются в социальных сетях и других социально ориентированных сервисах, кардинально изменили облик "большого" Интернета. Появление блогов и фотосервисов привело к тому, что пользователи стремятся как можно больше поведать о себе, активнее используют Сеть для поиска знакомых и единомышленников. Но все чаще звучат призывы как можно шире внедрять достижения "социального веба", такие как блоги и рабочие группы для корпоративных сетей.

Суть предложений в том, что привычные для пользователей Всемирной паутины инструменты и интерфейсы необходимо применять и во внутренней корпоративной сети предприятия, а также на корпоративных сайтах. Аргументация сторонников такого подхода достаточно очевидна - чем проще и понятнее будут рабочие инструменты, предоставляемые сотрудникам, тем выше их эффективность. Ведь многие сегодняшние служащие - люди, выросшие в эпоху Интернета, они уже приучены к определенным моделям поведения в виртуальном пространстве и ожидают, что на рабочем месте встретят такие же возможности. Это же касается и "витрин" - корпоративных сайтов.

Чем меньше они будут напоминать безликие визитки, чем больше желание оставить отзыв о товаре или включиться в обсуждение новинки будет у посетителя, тем выше вероятность, что он превратится в потребителя. Резон в этих соображениях есть, и уже сегодня многие компании предлагают как разработку или модернизацию сайтов и сетей организаций, так и готовые "коробочные" решения - к примеру, отечест­венные RBC MyIntranet и "1С-Битрикс: Корпоративный портал" или зарубежный Sybase Enterprise Portal. Но нельзя забывать о том, что речь идет о двух принципиально разных областях применения.

Первая - корпоративные сайты в Интернете - по сути, визитные карточки компаний, трансляторы их концепций для потребителей. В этой области применение "вебдванольных" социальных технологий крайне желательно, а для фирм, чья продукция ориентирована на массового потребителя, и вовсе обязательно, поскольку дает возможность оперативно получать обратную связь с покупателями, вести маркетинговые исследования в неформальной обстановке.

Куда сложнее со второй областью - применением опыта социального веба в корпоративных сетях. Его сторонники заявляют, что новые для этого сектора возможности организации работы позволят повысить эффективность, объединить сотрудников организации, имеющей разветвленную филиальную сеть. Но подобная перестройка потребует и резкого изменения корпоративной культуры, межличностных отношений внутри организации. К примеру, в одном из "коробочных" решений есть возможность вести личные блоги и выкладывать в сеть предприятия личные фото.

С одной стороны, это усиливает чув­ство локтя (а нематериальная мотивация персонала в кризисные периоды очень важна). С другой - сотрудник должен понимать, что заниматься этим в рабочее время - как-то странно, а задача начальника четко определить, когда его подчиненный может использовать такие инструменты. По сути, это означает перестройку существующих отношений в локальной сети, затрагивающую документооборот, систему безопасности и другие процессы, "заточенные" на классическую систему бизнеса. Таким образом, сейчас сложилась ситуация, когда у бизнеса есть технологические инструменты, позволяющие перейти к новым, более гибким моделям бизнес-процессов, но нет понимания, как их использовать. Выиграть от нововведений можно - но только четко осознавая, что сами по себе "вебдванольные" технологии не являются панацеей и их использование потребует достаточно сильной перестройки отношений внутри организации.