Доверите ли вы корпоративные данные интернет-приложениям?

26.12.06

Стремительные изменения, происходившие в этот год, породили много нового и непривычного. Сумма давно существовавших технологий, набравших критическую массу, всеобщего внимания и новой волны финансовых вливаний создали фактически новый тип сайтов – «мешапы», т.е. сайты, интегрирующие в единое целое сервисы и данные из нескольких источников и вывели на новый уровень интернет-приложения.

Современные интернет-приложения гораздо более прогрессивны, чем большинство корпоративных приложений, и «специалисты по безопасности тоже со временем поймут, что в дата-центрах Google файлы, может быть, находятся в большей сохранности, чем в дырявой корпоративной сети».

Осталось заставить поверить в это корпорации. В данном случае контроль над данными и уверенность в их сохранности являются определяющими, и никакая прогрессивность новых технологий не компенсирует неопределенность. Пока же переводить mission critical приложения на откуп сторонним компаниям кажется преждевременным.

Безусловно, самым масштабным примером использования интернет-приложений можно назвать аризонского университета на Google Apps . В то же время, если внимательно почитать информацию об этом, то переведены были студенческие аккаунты, более того, переход был лишь для желающих – старая почтовая система продолжает поддерживаться.

Впрочем, вернусь к вскользь упомянутым мешапам. Беда и одновременно сила таких сервисов в том, что очень они не являются самостоятельными: свободный доступ к информации и открытые механизмы её использования — неотъемлемая часть сервисов новой волны. На последнем сайте, который я делал, фотографии, теги и комментарии к ним брались с Flickr, карты с Google Maps, RSS результатов поиска – так и вообще live.com. И понятно, что проблемы с одним из внешних источников создадут проблемы и мне.

Существует множество интересных сервисов, для которых отказ одного из источника, или даже изменение режима его функционирования окажется смертельным. Как недавно показала практика, это проблемы далеко не только небольших сайтов и сервисов.

В начале месяца разразился небольшой скандал – один из партнеров JotSpot, коммерческого вики-сервиса, поведал в своем блоге о многочисленных проблемах, вызванных покупкой JotSpot Гуглом. Затем анонимный блоггер, скрывавшийся под ником Кевин, был вынужден убрать своё сообщение. TechCrunch не замедлил заинтересоваться этим вопросом. Вскоре выяснилось и кто же был этот «анонимный блоггер» — Kevin Hague, сооснователь Knowesys, золотого партнера JotSpot.

TechCrunch задался вопросом, кто же мог заставить его удалить свой пост, но давайте посмотрим чуть по другому – сложилась ситуация, когда совершенно неожиданно компания, на продукте которой вы строили свой бизнес, передает существовать/продается/закрывает направление/у неё с ума сходит владелец. Что делать?

Чтобы стало еще интересней, 21 декабря Google обновил пользовательское соглашение Google Maps, поставив многие крупные сайты, использующие этот гугловский сервис в достаточно щекотливое положение.

Итак, появляются вопросы, которые касаются практически всех онлайн-сервисов: гарантий никаких, контроля – тоже, код в подавляющем большинстве случаев закрыт… С традиционным ПО всё гораздо более предсказуемо – в случае, если завтра компания-производитель программы вдруг прекратит свое существование, у вас в любом случае останется действующий софт. В случае с интернет-сервисом, вы можете потерять всё, включая данные, гарантий в большинстве случаев никто не даст, а сумма компенсаций будет несопоставима с потерями.

Что особенно интересно, задуматься о такой ситуации заставил Google, которому надо бы наоборот, максимально заботиться об упрочнении репутации онлайновых приложений.

celarent