Софт плюс сервис

22.10.07

Неизбежность использования модели “софт как сервис” (Software as a Service, SaaS) если не сегодня, то в недалеком будущем будет признана всеми поставщиками ПО. Но при этом, естественно, каждый из них видит эту тему несколько по-своему, в соответствии со своим позиционированием на рынке. Отметим, что с использованием SaaS многие представители ИТ-отрасли связывают надежды потеснить позиции лидера рынка ПО — корпорации Microsoft, традиционная схема работы которой всегда была ориентирована на продажу программных продуктов.

Однако Microsoft — не та компания, что отсиживается в обороне, она предпочитает наступательные действия. Такую активную позицию корпорация занимает и в области SaaS. Узнать об этом из первых рук удалось во время визита в Москву в конце сентября управляющего директора направления хостинга корпорации Microsoft Джона Занни, с которым встретился обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Как вы охарактеризовали бы в целом подход Microsoft к реализации идеи “софт как сервис” на практике?

Джон Занни: Мы видим очень серьезные изменения в том, как за последние десять лет конечные пользователи стали применять программные продукты. Раньше все хотели владеть нужными им приложениями, но сегодня заказчики все больше склоняются к варианту получения необходимого функционала как услуги. Это открывает новые возможности развития бизнеса для уже существующих хостинговых провайдеров и привлекает в данную сферу новых игроков. Microsoft считает, что наиболее оптимальным вариантом является все же не полная замена программных продуктов услугами, а некая комбинация этих двух моделей, которую мы названии “софт плюс сервис”.

С одной стороны, пользователь хочет иметь надежно работающую и легко управляемую информационную систему. С другой — ему нужно все больше внешних услуг, получаемых в том числе через общедоступный Интернет. При этом часто, когда он находится вне своего предприятия, ему необходим доступ к внутренним корпоративным ресурсами и функциям из любой точки. Соответственно мы как разработчик ПО должны делать свои продукты таким образом, чтобы их можно было использовать в подобном режиме. Это непростая задача, если учитывать, что Microsoft поставляет полнофункциональную программную платформу для частных и корпоративных пользователей. Если вы внимательно посмотрите на наши ключевые продукты, в частности операционные системы, офисные приложения, коммуникационные серверы, портальные технологии и т. д., то увидите, что сейчас они гораздо лучше приспособлены для работы в режиме хостинга, чем несколько лет назад.

Но сделать продукты — это еще только полдела. Ведь Microsoft в отличие от многих других ведущих поставщиков ПО работает с клиентами исключительно через партнеров. Поэтому реализация модели SaaS полностью зависит от них. Наша задача — помочь партнерам в переходе к предоставлению софтверных услуг конечным пользователям. На прошедшем в июле всемирном партнерском форуме Microsoft мы не просто призывали компании к более широкому применению SaaS, но и, например, предложили им универсальную инфраструктуру платежей и представили несколько моделей реализации этой технологии. Это может быть и традиционная схема хостинга, и возможность получения прибыли от рекламы, встраиваемой в поставляемые программные решения, и включение своих разработок в готовые продукты.

Там же корпорация определила четыре ключевые составляющие нашей концепции “софт как сервис”: возможность получения потребителем необходимого ПО и услуг с различных устройств через хорошо знакомый пользовательский интерфейс; предоставление клиенту разных вариантов доступа к нужному ПО (традиционно, через установку ПО на своем компьютере или в режиме хостинга); расширение функционала средств разработки, которые позволяли бы создавать набор сервисов в дополнение к клиентскому и серверному ПО; поддержка новых бизнес-моделей взаимодействия между Microsoft и ее партнерами.

PC Week: Но все же ваша партнерская сеть исторически была заточена на поставку программных продуктов. Как вы оцениваете ее готовность к новым схемам работы на рынке?

Дж. З.: Прежде всего нужно сказать, что никто не собирается отменять традиционные модели продаж, а сам переход к более широкому использованию SaaS будет идти по сугубо эволюционному пути. И этот процесс начался уже довольно давно, когда мы, например, стали предлагать возможность подписки на ПО, что подразумевало, в частности, оплату продуктов в рассрочку и постоянное обновление программ. Принципиальным моментом тут было то, что партнеры переходят от разовых продаж к долгосрочному сотрудничеству с заказчиками.

Чтобы стимулировать применение модели SaaS, мы также разработали новую форму лицензионного соглашения для поставщиков услуг: теперь партнер может оплачивать стоимость ПО не сразу, а по мере предоставления соответствующих услуг конечным пользователям. У нас нет желания насильно заставлять наших партнеров переходить на модель SaaS, но тем не менее мы призываем не игнорировать эту схему продаж, а изучать ее, пытаться применять в своей работе.

Надо сказать, что мы не только учим партнеров, как совмещать продажи ПО с предоставлением услуг, но и сами учимся у них, поскольку многие уже имеют очень интересный опыт в этой сфере. Работа моего подразделения заключается в том числе и в аккумуляции лучших практик. Одна из ключевых задач тут — создать новую партнерскую экосистему, в которую вошли бы и хостинг-провайдеры, и наши традиционные партнеры. Недавно в нашей системе сертификации появилась новая компетенция для хостинговых компаний. Таким образом, корпорация как бы официально признала значимость данного направления, которое еще несколько лет назад мы считали не очень важным для себя.

PC Week: Появление модели SaaS, конечно, связано с целым рядом объективных причин, в том числе с развитием интернет-технологий и изменениями в потребностях заказчиков. Однако надо признать, что большую роль в продвижении этой схемы сыграло сообщество Open Source, которое изначально было нацелено именно на предоставление услуг. Наверное, накопленный там опыт также очень полезен для Microsoft. Есть ли у вас какие-то планы привлечения к сотрудничеству компаний из этого стана?

Дж. З.: Да, и речь идет не просто о планах, мы уже работаем в этом направлении. Например, многие партнеры Microsoft занимаются продвижением ПО Open Source, и мы со своей стороны не видим в этом ничего плохого, поскольку реальные корпоративные системы почти всегда являются гетерогенными. Или другой пример — наша новая серверная ОС Windows Server 2008, которая появится на рынке в начале следующего года. В ней много внимания уделено поддержке разных сторонних технологий, в частности языка PHP, очень популярного в сообществе Open Source.

PC Week: Пионером освоения хостинга по сути были Web-технологии. При этом заказчики явно не спешили использовать данную модель для своих критически важных приложений. Какие, на ваш взгляд, категории бизнес-решений созрели сегодня для применения в режиме хостинга?

Дж. З.: Тут для начала хотелось бы отметить вот какую любопытную вещь. Вначале, лет десять назад, Интернет действительно не относился к категории критически важных для предприятий технологий. Но сейчас для многих поддержка Web-сервера, не говоря уже об электронной почте, не менее актуальна, чем, скажем, обеспечение работоспособности ERP-решений.

На ИТ-рынке многие новые технологии осваиваются крупными заказчиками, а потом уже их начинают применять средние и малые предприятия. В случае хостинга приложений все обстоит наоборот. Тут модель SaaS начали внедрять индивидуальные лица, потом малый бизнес. Для крупных корпораций такая схема — это еще дело будущего.

Если же рассматривать этот процесс с точки зрения функционала, то помимо Web сейчас в режиме хостинга используются преимущественно массовые нетранзакционные приложения. Какие программы могут быть востребованы как услуга — это вопрос, поиском ответа на который мы занимается совместно с нашими партнерами, независимыми разработчиками программных продуктов — ISV.

Одно из направлений определилось довольно четко — это CRM-решения. Microsoft сейчас предлагает собственный сервис Microsoft Dynamics Live CRM Professional, доступ к которому выполняется из среды Microsoft Outlook или Web-браузера. На следующий год должен выйти расширенный вариант этого сервиса — Microsoft Dynamics Live CRM Enterprise. Тут важно отметить, что хотя эта служба может применяться конечными пользователями, все мы предлагаем разные схемы работы с ней и с точки зрения партнеров корпорации.

PC Week: Какова роль ISV в деле продвижения модели SaaS?

Дж. З.: Вы наверняка знаете, что Microsoft всегда уделяла особое внимание вопросам сотрудничества с ISV, которым принадлежит порой решающая роль в продвижении новых идей и технологий. SaaS — не исключение. Мы предлагаем компаниям-разработчикам соответствующие инструменты и программы поддержки. Например, нашими онлайновыми сервисами могут воспользоваться не только сервис-провайдеры и конечные пользователи, но и программисты, получающие возможность писать с помощью Live-сервисов собственные многофункциональные приложения типа Mashup (смешение функционала внешних сервисов), в том числе с помощью специальной платформы разработки Microsoft Office Live Developer Platform.

Но в случае ISV есть еще один примечательный момент. Недавнее исследование IDC показало, что корпоративные заказчики выражают высокое доверие именно к этой категории ИТ-компаний как к консультантам по вопросам выбора прикладных вертикальных решений. Разумеется, и для нас экспертиза независимых разработчиков очень важна.

PC Week: И все же — разговоров о модели SaaS идет очень много, но достоверных данных о реальном ее использовании на ИТ-рынке почти нет. Как бы вы охарактеризовали текущую общую ситуацию в этой области?

Дж. З.: Вопрос не простой, поскольку мы имеем дело с очень динамично развивающимися процессами. При этом, как я уже подчеркивал, речь идет о процессах эволюционных. Мне кажется, переломный момент в применении SaaS будет связан со сменой поколения ИТ-специалистов. Сейчас в корпоративных структурах начинает приходить молодежь, для которой Интернет и получаемые через него сервисы, использование социальных сетей — это обычная вещь. Вот они и должны привнести свой опыт в корпоративную практику работы компаний. Этот процесс уже начался в ряде стран Америки и Западной Европы. Уверен, что в самое ближайшее время он будет развиваться во всем мире, в том числе и в России.

PC Week: Тогда логично задать вопрос про нашу страну. С чем был связан ваш визит в Москву и что вы тут увидели? Чем ситуация у нас отличается от тех же США и Европы?

Дж. З.: Я приехал, чтобы познакомиться с обстановкой на местном рынке. Мы видим, что здесь очень быстро растет рынок интернет-услуг, хотя по сравнению с западными странами речь идет скорее о начальном этапе его формирования. Но я узнал, что в настоящее время существующие вычислительные мощности хостинг-провайдеров в Москве уже исчерпаны и компании активно занимаются созданием новых датацентров. Я обнаружил тут очень большой интерес к предложениям Microsoft в области хостинга и SaaS.

PC Week: Спасибо за беседу.

http://pcweek.ru